Очередной виток «околобайкальской интриги» вновь раскручивается вокруг Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). После масштабного (и относительно успешного) противостояния с Трубой (трубопровод ВСТО, который Транснефть намеревалась провести по самому берегу Байкала, что создавало бы смертельную и неустранимую угрозу самому его существованию) общественное внимание вновь вернулось к проблеме 40-летней давности – к последствиям «волюнтаризма» 60-х, когда во имя ложно понятых задач и потребностей принимались и реализовывались проекты с трудно исчислимыми негативными последствиями. … Немного истории. Идея строительства БЦБК возникла в середине 50-х годов, в связи с бурным развитием сверхзвуковой авиации. Оказалось, что для сверхзвуковых самолетов, особенно тяжелых, необходимо в изготовлении посадочных шасси использовать материалы с особыми механическими свойствами. Речь шла о супер-прочном корде, идущем для армирования резины колес. Тогда, в 1954-м, такой супер-корд делали только в США – естественно, что у СССР не было возможности получать его в необходимых количествах. Свою роль сыграла еще и ложная в принципе установка на «догнать и перегнать Америку» - то есть примитивный, «симметричный» подход к проблеме военного и экономического «противостояния с США»: раз что-то делают американцы – мы должны делать в точности то же самое, но только больше. Тогдашний премьер Никита Хрущев, узнав, что для производства «супер-корда» необходима как можно более чистая вода, распорядился использовать для этой цели Байкал. Байкальский ЦБК был введён в эксплуатацию только в 1966 году, с расчётной мощностью в 200 тысяч тонн кордной целлюлозы. К тому времени советские химики «напряглись» и создали синтетические волокнистые материалы, полностью заменявшие ее в производстве сверхзвуковых самолетов. Так что для своей изначальной задачи – обеспечивать «воздушный щит Родины» - БЦБК не использовался ни единого дня. Как обычно, задача была выполнена асимметричным образом. Но БЦБК был построен и остался – перейдя из разряда «стратегически-важных» в разряд обычных предприятий лесохимической отрасли. Впрочем, «обычность» эта весьма относительна. Все «нормальные» целлюлозные предприятия строились с учетом вполне банальных и естественных факторов. Например, близости и доступности лесосырьевой базы. С этим у БЦБК полная «труба». Хотя, казалось бы, на берегах Байкала лесу растет много – но это высокие горы, Восточный Саян, Байкальский хребет, Хамар-Дабан, с высотами до двух и более тысяч метров. Лесозаготовки в таких районах слишком затруднительны и затратны, и до сей поры БЦБК получает лесосырье из Нижнеилимского, Усть-Кутского и Казачинско-Ленского районов Иркутской области – то есть с плечом транспортировки по железной дороге порядка 1500 километров. По этому показателю БЦБК изначально и безнадежно проигрывает другим предприятиям отрасли, в первую очередь находящимся тут же, в Иркутской области, Братскому и Усть-Илимскому ЛПК. Эти комбинаты получают лес из тех же районов, а также из прилегающих Братского и Усть-Илимского – но в силу географического их положения плечо транспортировки составляет от 50-80 до 500 километров. С самого начала против БЦБК стал работать экологический фактор. При установленной мощности в 20 тысяч тонн из-за слишком высокой нагрузки на Байкал его объём производства целлюлозы не мог превышать 160 тысяч тонн. Хотя и при этих объемах в Байкал сливается в сутки не менее 48 тысяч кубометров сточных вод и более 10 тысяч тонн загрязняющих веществ (по данным Гринписа – 30 тысяч тонн). А ещё 8 тысяч тонн вредных веществ улетает в атмосферу, и 57 тысяч тонн лигнина складируется на берегу. Эффект деятельности БЦБК оценить непросто. Несмотря на то, что о нем пишут много, вокруг него создано и много лет действует «шумовое поле» дезинформации. Но по результатам исследований академика Георгия Галазия выходит, что из-за производственной деятельности БЦБК из естественного состояния уже выведено более 70 процентов воды Священного Моря. Одним из главных факторов «дезинформационного поля» вокруг БЦБК является сведение всех его проблем только лишь к сточным водам. Именно вокруг этого «крутятся» все проекты по созданию «замкнутого водоснабжения», которое-де сделает БЦБК безопасным, «белым и пушистым», безвредным для Байкала и живущих вокруг него людей. Все это, однако, не имеет отношения к действительности. Как видно из приведенных выше цифр, объемы воздушных выбросов с БЦБК вполне сопоставимы с объемами вредных веществ, поступающих с него в Байкал в виде промышленных стоков. Даже если сбросы в Байкал загрязняющих веществ от производства целлюлозы будут прекращены (что, по самым оптимистическим прогнозам, может произойти в 2008 году), останутся выбросы фенолов, диоксида серы, метилмеркаптана в атмосферу. Никуда не денутся захоронение твердых отходов производства (лигнина в первую очередь) в водоохранной зоне Байкала. Строго говоря, такое их захоронение - а тем более их сжигание - категорически запрещено законом об охране Байкала. Штрафные санкции, которые государство вправе (а, строго говоря, обязано) предъявить за подобные деяния, способны сделать не просто нерентабельным, но категорически убыточным любое производство, даже без учета столь труднодоступной и отдаленной сырьевой базы, каковая есть у БЦБК. … И тем не менее БЦБК продолжает работать. Почему же за него так держатся собственники (КМ - Континенталь Менеджмент, «лесной департамент» корпорации Базовый элемент)? Текущая работа БЦБК обеспечивается применяемой в его деятельности схемой «ухода от налогов». Схема, в принципе, традиционна для экспортных предприятий Российской Федерации, разве что «действующие лица» варьируются в зависимости от отрасли и личных предпочтений владельцев. Потребители целлюлозы с БЦБК – китайские компании: Суйфэньхэйские компании «Саньду» и «Гинхенди», Маньчжурская торговая компания «Хенди», Экономико-торговая компания «Фу Цюань». Но договора на поставку продукции заключены не с ними напрямую, а с компанией Kensington Securites & Investments Ltd, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Острова эти, помимо своего тропического положения, привлекательны еще и своим «особым режимом». Это – одна из самых известных «оффшорок», где налогообложения в общепринятом смысле слова нет вовсе, а есть лишь ежегодный разовый фиксированный сбор, никак не связанный с объемом движения средств по счетам. Сумма сбора варьируется, но в среднем составляет порядка 1000 долларов «поголовно», с одного юридического лица, зарегистрированного в оффшоре. Это выгодно предприятиям, регистрирующим в оффшорах свои ключевые структуры, это выгодно и самим Виргинским островам – туда уводят свои финансовые потоки тысячи фирм, от мелких спекулянтов на фондовых рынках до крупнейших мировых корпораций, и, хотя каждая из них платит сущие гроши, в целом набегают вполне приличные суммы, которые вполне недурно наполняют бюджет таких карликовых государств. Вот только страны, в которых расположены и действуют производственные мощности, продукция которых и формирует эти финансовые потоки, оказываются в отчаянном проигрыше. Сырье используется наше, грязь от производства также остается нам, а вот денюжки-то уходят совершенно «налево».
Но дело не только в этом. КМ пришла на БЦБК именно в тот момент, когдаправительство РФ договорилось с Всемирным банком (ВБ) о совместной реализации Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды (РПОИ) в размере 110 миллионов долларов, в том числе 22,4 миллиона долларов предназначалось на создание замкнутой системы водоснабжения ОАО «Байкальский ЦБК». Предполагалось также, что остальные средства вложит собственник комбината. Проект был одобрен федеральными министерствами, получил одобрение Государственной Думы РФ и государственной экологической экспертизы, проработан международными экспертами. Как раз к этому времени, в 2002 году, 51 процент акций БЦБК перешли в собственность КМ. Таких совпадений не бывает – или, вернее, такие совпадения говорят о наличии четкого, продуманного, проработанного стратегического плана. … Общественность регулярно информируется о ходе работ по созданию «системы замкнутого водоснабжения», которая-де решит все проблемы вредных выбросов комбината. То, что этот проект ни в коей мере не решает проблемы воздушных выбросов (то есть примерно половины всего объема «грязи», попадающей с комбината в Байкал), мы уже видели. Как и не затрагивает в принципе проблему накопления лигнина (неустранимого вообще в производстве целлюлозы – древесина как таковая состоит из целлюлозы и лигнина, и целлюлозное производство, строго говоря, и состоит в их разделении). Но для БЦБК, как и для любого другого предприятия, действует еще и фактор износа производственного оборудования. Вот что писал еще в 1999 году тогда еще премьеру Владимиру Путину депутат Госдумы от Иркутской области Юрий Тена (ныне покойный): «…долго существовать нынешнее производство на БЦБК не сможет: физический износ оборудования составляет 90-95 процентов. И если сейчас сброс сточных вод составляет 100 тыс. кубометров, то в недалёком будущем эти сточные воды перестанут очищаться вовсе». Между тем, ни в каких реляциях КМ об этом не говорится ни слова. А реальные дела компании-собственика говорят о том, что эта проблема ее и вовсе не интересует. Дело в том, что на БЦБК (как, впрочем, и практически на всех приватизированных предприятиях) первое, что делает новый собственник – выводит «за ворота», в отдельное юридическое лицо, сервисно-ремонтные службы. Те самые, которые занимаются поддержанием производственного оборудования в состоянии, предусмотренном техническими условиями и требованиями безопасности (экологической в том числе). «Отпуская на вольные хлеба» ремонтно-сервисные службы, «эффективные менеджеры» решают понятные с точки зрения немедленной минимизации издержек и увеличения прибыли задачи. Но при этом неизбежна быстрая деградация этих самых служб: лишенные привычного заработка, специалисты уходят в другие структуры (в каком-нибудь автосервисе они заработают в разы больше). И, как следствие, очень скоро за исправностью промышленного оборудования следить становится просто некому. То есть сегодня можно смело говорить о 100-процентном износе основных фондов на БЦБК и о том, что предприятие стоит на грани техногенной катастрофы с трудно предсказуемыми последствиями. … С приходом на БЦБК КМ процесс получения кредита ВБ (22,4 миллиона долларов) на реализацию комплексной программы РПОИ был сорван. Причин называлось несколько, но, судя по всему, главной являлось фактическое нежелание КМ заниматься какими бы то ни было реальными программами. В конце концов вся проблема уткнулась в «замкнутый водооборот», от которого стали необоснованно ожидать каких-то чудес. Но совершенно ясно – и не может быть не ясно и менеджерам КМ – что и созданием «замкнутого водооборота» ни одна из проблем БЦБК решена не будет. А это означает – новый виток «байкальского противостояния». Полагать менеджмент КМ глупыми, наивными людьми нет ни малейших оснований. Без сомнений, все эти вещи ими неоднократно продуманы и просчитаны. А для понимания стратегической их цели поможет информация, поступавшая от руководителей Братского ЛПК (БЛПК) и корпорации «Илим Палп» в 2003-2005 годах, в разгар «лесной войны», шедшей тогда между ею и «Базовым элементом». По словам «илимпалповцев», речь шла даже не столько о желании «БазЭла» захватить БЛПК (кстати, также весьма изношенное и проблемное предприятие), сколько о том, чтобы заставить «Илим Палп» купить у «БазЭла» БЦБК. Называлась сумма в 200 миллионов долларов – и нет сомнений, что это «хороший бизнес»: затраты КМ на приобретение 51 процента акций БЦБК оцениваются в сумме около 50 миллионов. «Илим Палп» правдами и неправдами отбился от более чем сомнительной сделки с приобретением за большие деньги столь проблемного актива, хотя это и стоило ему серьезных потерь. Но проблема БЦБК осталась – и сейчас, сколько можно понять, речь идет уже о том, что комбинат выкупит государство, в собственности которого остаются 49 процентов акций. Вероятно, это единственный оставшийся относительно мирный путь решения проблемы Байкала. Государство выкупает комбинат, принимает программу его перепрофилирования, с исключением любого химического производства, с трудоустройством всех двух с половиной тысяч его работников. Правда, остается открытым вопрос об адекватности государства, которое не в состоянии даже обеспечить выполнение своих многочисленных указаний и постановлений… … Краткая хроника «Битвы за Байкал»: 1958 г. в Иркутске на конференции по развитию производительных сил в Восточной Сибири указано на то, что целлюлозно-бумажная промышленность не сможет обеспечить очистку сточных вод до степени, гарантирующей приемлемые уровни загрязнения Байкала; 1959 г. Московский филиал Географического общества СССР провел специальное совещание по защите Байкала, где было принято заявление о недопустимости строительства на берегу озера ЦБК; 1960 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли решение о строительстве БЦБК, а Совет Министров РСФСР принял Постановление N 652 «Об охране и использовании природных богатств в бассейне Байкала», в котором запретил приемку и ввод Байкальского и Селенгинского комбинатов без выполнения мероприятий, обеспечивающих очистку и обезвреживание их сточных вод; 1965 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по предохранению озера Байкал от загрязнения сточными водами Байкальского целлюлозного завода восточно-сибирского совнархоза», где в частности говорится о «…недопущении нанесения урона чистоте озера Байкал и рыбному хозяйству при сбросе сточных вод Байкальского целлюлозного завода…»; 1969 г. Совет Министров СССР принял Постановление N 52 «О мерах по сохранению и рациональному использованию природных комплексов бассейна оз. Байкал», согласно которому весь бассейн озера получает статус водоохранной зоны с особым режимом природопользования. Этим же постановлением предусматривалась персональная ответственность руководителей различных министерств и ведомств за своевременное осуществление мероприятий по предотвращению загрязнения озера Байкал; 1971 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление N 391 «О дополнительных мерах по обеспечению рационального использования и сохранения природных богатств бассейна оз. Байкал», где в частности говорилось об усилении контроля за выполнением ранее принятых решений; 1977 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление N 679 «О мерах по дальнейшему обеспечению рационального использования природных богатств бассейна озера Байкал», в котором было жестко указано, что к 1985г. сброс неочищенных сточных вод должен быть прекращен; 1987 г. ЦК КПСС 12 мая принял специальное постановление «Об ответственности лиц виновных в невыполнении ранее принятых решений по осуществлению природоохранных мероприятий бассейна озера Байкал», где говорится о невыполнении важнейших пунктов различных постановлений, начиная с 1969 года, и признается, что «…продолжается загрязнение уникального водоема и окружающей его природы…»; 1987 г. - ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление №434 «О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал в 1987-1995гг.» ; 1990 г. Вышло Постановление Совета Министров РСФСР №93 предусматривающее прекращение варки целлюлозы на БЦБК и перепрофилирование комбината на экологически безопасное производство в 1993 г.; 1992 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление №925 о перепрофилировании БЦБК и создании компенсирующих мощностей по производству целлюлозы к концу 1995 года. Минэкономики России, БЦБК с участием Госкомпрома России и Минприроды России было поручено организовать в 1993 году международный конкурс проектов экологически безопасных и экономически обоснованных технологий перепрофилирования БЦБК. Был дан ряд заданий на выполнение природоохранных мероприятий - строительство очистных сооружений для г. Байкальск, рекультивация шламонакопителей, удаление «линзы» загрязненных грунтовых вод. Все это должно было быть выполнено до конца 1996 года. 1994 г. Вышло Постановление Правительства РФ№ 1306 «О комплексной федеральной программе по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна его бассейна». В нем в очередной раз говорится о негативном влиянии БЦБК на озеро и констатируется невыполнение предыдущих решений, в частности Постановления № 925 1992 г о перепрофилировании комбината; 1999 г. Президент Ельцин Б.Н. подписывает принятый Госдумой Федеральный Закон «Об охране озера Байкал». Закон запрещает любое химическое производство на берегах Байкала и загрязнение озера химическими веществами. 2000 г. 28 марта И.О. Президента РФ Путин В.В. поручил Правительству РФ срочно разработать Комплексную программу перепрофилирования БЦБК, «чтобы в кратчайшие сроки прекратить сброс загрязняющих веществ в озеро Байкал»; 2003 г. 25 июля Премьер-министр Российской Федерации М. Касьянов на совещании в Иркутске сделал очередное заявление о скором перепрофилировании комбината, прекращении варки целлюлозы и строительстве очистных сооружений для г. Байкальск. … Все эти решения, постановления и указания не выполнены. И проблема Байкала остается все столь же острой. Решения же ее в сколько-нибудь ясной перспективе покуда не просматривается.
Источник: http://kuula.livejournal.com/23133.html |