Каждый раз белорусско-американский конфликт подбрасывает новые информационные поводы, сами по себе как правило сенсационные. На сегодня такой сенсацией является вопрос о реакции США на объявление Беларусью персонами non grata сразу 10 американских дипломатов из 15 еще остававшихся в Минске. Им сначала было предложено уехать самим в порядке потребованного Минском сокращения штатов посольств. Но посольство США посчитало это унизительным. В результате, их выслали с уничтожением перспективы дипломатической карьеры. Теперь США должны отреагировать на эту высылку зеркально, но в Штатах белорусских дипломатов осталось лишь пятеро. Тогда прошло сообщение, будто Госдеп потребовал от Беларуси вообще закрыть посольство в США. Но в последний момент это решение было отменено. Таким образом, ответный ход США пока остается в запасе. Хотя появилась уже и небольшая надежда на то, что в Госдепе, наконец, поняли, что надо останавливать этот спровоцированный их дипломатией на пустом месте конфликт.
В чем смысл конфликта? Формально он начался в начале этого года, когда в США была опубликована расширенная версия экономических санкций против самого крупного белорусского концерна Белнефтехим. Санкции были введены в прошлом году, но реально носили символический характер. Новая их трактовка тоже особого урона белорусским интересам не наносила, но создавала сложности. А главное, стала видна тенденция: США в своей борьбе с «диктатурой» Лукашенко действительно стали наращивать экономическое давление - арестовывать счета белорусских компаний и т.д. И тогда Минск начал отвечать. Возникшая рубка дошла не только до почти закрытых посольств. Есть и ассиметричные ответы, которые касаются множества стран.
Прежде всего, Беларусь потребовала от США соблюдать будапештский меморандум 1994 года о гарантиях безопасности РБ в ответ на отказ Беларуси от обладания ядерным оружием. Одна из статей Меморандума прямо запрещает введение экономических санкций против РБ. Гарантами безопасности согласно этому Меморандуму выступили США, Россия, Великобритания. США отказались выполнять требование Беларуси и теперь существует легитимная база в любой момент ввести российское ядерное оружие на территорию Беларуси. Пока этот шаг не задействован. Но началось движение в его направление и по другим линиям.
Как раз в ходе конфликта с США Беларусь и Россия на разных уровнях объявили о подготовке к поставкам в РБ комплексов С-400, Бук, Тор и тактических ракет Искандер. Эти комплексы будут поставляться в дополнение к согласованным поставкам в прошлом году систем С-300. Через несколько лет Беларусь получит систему ПВО, возможно, такую же по мощи, которая стоит вокруг Москвы. А, может, в некоторых аспектах и посильнее. Однако современные системы ПВО такого уровня без использования ядерных боезарядов против средств нападения противника теряют значительную часть эффективности. В каком-то смысле, белорусская ПВО начала перестройку под быстрый прием на начальной стадии конфликта с США российских ядерных ракет, что делает нереальной любую угрозу войны с НАТО в принципе. Отказ США от ядерных гарантий согласно Будапештского меморандума создал правовое основание для такого шага в случае обострения конфликта с США и оставил инициативу в этом деле за Беларусью и Россией. Традиционная система безопасности в восточной Европе ныне сломана. В ответ на размещение американской системы ПРО в Польше и Чехии по сути создается аналогичная система в виде качественно новой ПВО Беларуси.
Беларусь поставила вопрос о Будапештском меморандуме перед Великобританией. Официального ответа пока нет. Но есть неофициальные заявления некоторых «лордов», как раз в момент обострения кризиса оказавшихся с «частными визитами» в Минске, что Британия будет соблюдать эти гарантии. Возможно, потому Беларусь пока официально не объявляет о денонсации этого Меморандума. В данном случае, Британия выступает от имени всего ЕС. Беларусь требует от ЕС определиться в этом конфликте – есть ли у ЕС самостоятельная внешняя политика хотя бы в Европе или такой политики у ЕС нет. Пока Европа в белорусско-американский конфликт практически никак не вмешивается, хотя тянется он уже довольно долго. То есть позиция у Минска в конфликте со Свергосударством, как ни странно, сильная.
Одновременно Беларусь ратифицировала договора с Венесуэлой. Наконец, публично стало известно, в чем они состоят. База этих договоров – обязательство РБ создать в течение 6 лет современную систему ПВО над Венесуэлой и обучить венесуэльцев ею пользоваться. В Венесуэлу уже в этом году отправляются белорусские военные и их количество в Венесуэле будет быстро расти. Современная система ПВО будет строиться по белорусскому образцу с опорой на российские ударные средства – С-300 и т.д. То есть благодаря Беларуси (и России) США вскоре получают вблизи Панамского канала неуязвимую для их атаки на деле страну. Проводящую антиамериканскую политику. Остановить это, пока идет война в Ираке США не могут.
Венесуэла сразу перешла к созданию военного блока по типу НАТО между своими союзниками (Эквадор, Боливия, Куба, Никарагуа) и Бразилией. Этот блок может возникнуть уже осенью текущего года. Беларусь в этом блоке явно получит п возможность распространить свой зонтик ПВО за пределы Венесуэлы. Иначе в чем смысл такого блока с военной точки зрения, если у него не будет современной ПВО?
На этом ассиметричные шаги Минска в ходе конфликта с США не закончились.
Именно в ходе последних месяцев Минск объявил о начале инвестиционных проектов иранских, эмиратских, оманских и еще нескольких арабских стран компаний на своей территории. Речь идет в основном об инвестициях в недвижимость (огромные отели и т.д.), а также – в крупнейший в восточной Европе транспортно-логистический центр в Минской СЭЗ. В совокупности исламские инвестиции по заключенным в эти месяцы соглашениям составят не менее 5 млрд. долларов. Но это лишь начало.
Очевидно, что вскоре будет объявлено об ответных «прорывах» Беларуси в тех же странах. Вероятно, о более быстром или более масштабном освоении выделенного Ираном Беларуси месторождения нефти или об иных проектах в этой сфере. А также – что неизбежно в силу разных причин – о более масштабных проектах Беларуси в этом полуоккупированным Соединенными Штатами регионе в области местных ПВО.
Конечно, на фоне обострения отношений России и США по грузинскому вопросу и тревожной ситуации в Казахстане и Средней Азии белорусско-американский конфликт теряется. Но эта некоторая негромкость конфликта, даже иллюзорность происходящего – 10 миллионное государство в центре спокойной Европы высылает целых 10 американских дипломатов и т.д. – не должна обманывать. В ходе этого конфликта происходит сильная трансформация системы безопасности не только в восточной Европе. Происходит сильная трансформация стратегического уровня и в некоторых других регионах планеты, которая не может быть остановлена США и ослабляет их.
Почему США так долго не могут остановить втягивание белорусского компонента в усиление негативных для них трансформаций в самых неожиданных регионах планеты? Это же полная экзотика – белорусские военные создают опасный для США зонтик ПВО в Венесуэле! А если создадут еще и над Ираном? Процесс ведь в самом начале. На такой начальной стадии еще все можно остановить…
Скорее всего, дело в неквалифицированной работе персонала американского посольства в Минске. Можно долго рассуждать, почему эти дипломаты столько лет проводят неэффективную с точки зрения интересов США политику относительно Беларуси, почему их анализы, прогнозы и заявления практически всегда ошибочны. На мой взгляд, причина тому самая тривиальная, безо всякой конспирологии: Беларусь на деле много лет никакого особого интереса или угрозы для США не представляла. Исторически интереса к Беларуси в США не сложилось. Белорусское лобби с США мизерно и скорее настроено антибелорусски, ни влиянием в РБ ни информацией о ситуации тут не обладает. Потому в Беларусь направлялись традиционно дипломаты низкого уровня квалификации. Сложился целый коллектив посольства с такого рода традициями.
Этот коллектив не смог найти контакта с реальным белорусским политическим классом. Общение этих дипломатов в очень значительной степени свелось к контактам с белорусской оппозицией, которую этот же «коллектив» и поддерживал всячески. А оппозиция, как и во всякой стране, добра власти желать не может. Результате вся американская миссия парадоксальным образом превратилась в элемент внутри белорусской борьбы. Ее доили, использовали, со стороны власти в тактических целях также было всегда был соблазн сманипулировать наивными высокомерными комплексами столь несерьезного коллектива.
Это посольство превратилось в достойный изучения в учебниках дипломатии и политологии постиндустриальный казус. Внешняя политика Сверхгосударства относительно важного для безопасности всей Европы небольшого государства определялась виртуальными и крайне далекими от жизни соображениями посредственных чиновников. Практически все идеи, исходившие из этого посольства являлись авантюрами, построенными на абсурдных оценках ситуации. И все они сводились к одному: давлением со стороны США на Беларусь добиться внутренних политических трансформаций в РБ. Наша оппозиция ухитрилась таким образом целый Госдеп, если не все США, сделать оружием своей борьбы с Режимом, раз уж не удается получить поддержку собственного народа в этой борьбе.
В этом смысле, уничтожение именно коллектива американской дипмиссии в Минске, а речь идет именно об уничтожении самого коллектива чиновников, причастных к принятию решений о Беларуси, должно очистить американский дипкорпус от своего рода интеллектуальной язвы. На новых дипломатов не будут влиять традиции предыдущих авантюристов даже на уровне уборщиц и охранников. Сложно представить себе дальнейшую дипломатическую карьеру 10 дипломатов, которые высланы как non grata. В дипслужбе есть свои нормы… Также сложно представить себе дипкарьеру и карьеру в спецслужбах всерьез тех дипломатов, которых вскрыли в момент совещания со своей агентурной сетью из местных граждан и показали это по ТВ. Эти «дипломаты» - неквалифицированные, «спекшиеся» офицеры. Странно будет видеть их карьеры на белорусском направлении дальше. Ну и т.д.
Нынешний белорусско-американский конфликт при всех его вариантах дальнейшего развития как ни странно создает для США возможность насытить белорусское направление наконец-то квалифицированными серьезными специалистами. И тогда, возможно, многие возникшие проблемы можно будет решить спокойно и как говорится конструктивно. Пока это конфликт между самостоятельным хоть и малым государством и бюрократической, неэффективной частью государственной машины США.
Я пока одного не пойму. В одних СМИ утверждается, что Бацка послал Международный Валютный Фонд нах, в других - он его назвал "добрым партнёром", или что-то в таком духе. Разве Бацка не знает с кем имеет дело? По идее, если Беларусь задружит с Чавесом, то и нефть на самый крайний случай может поиметь. Хотя, как она её родимую получит, ведь трубопроводы и железные дороги даvно в руках у шестерок того самого МВФа.