Зачастую официальные таможенные пошлины могут быть относительно невелики, но за счет других механизмов фактически ставятся непроходимые барьеры для импорта продовольствия. Например, если взять Японию, то там импортные пошлины кажутся относительно небольшими: зерно - 5,3%, мясо - 16,9%, мясные изделия - 16,1%, молочные продукты - 26,5% и т.д. Но за счет других элементов внешнеторговых барьеров ввоз импортного продовольствия очень ограничен. Например. по рису существует пошлина в размере 15%, но оптовая торговля рисом монополизирована государством, и импорт риса в страну фактически запрещен.
Импорт риса, пшеницы, ячменя через уполномоченных импортеров осуществляет департамент продовольствия Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства, молочной продукции, шелка-сырца и сахара — соответственно Корпорация содействия развитию животноводства и Корпорация по стабилизации цен на шелк-сырец и сахар (с 1996 г. они объединены в Корпорацию по развитию сельского хозяйства и животноводства), которые затем реализуют эту продукцию на внутреннем рынке. Согласно поправкам к Закону о стабилизации цен (1994 г.), в ряде случаев правительство при продаже импортной продукции может сбывать ее по ценам, устанавливаемым министром сельского, лесного и рыбного хозяйства. http://www.japantoday.ru/znakjap/ekonomika/028_02.shtml
***
В странах же, находящихся в экстремальных почвенно-климатических условиях. приходится прибегать ко всему арсеналу защитных мер, чтобы отгородить местного производителя от пагубного воздействия мирового рынка. Примером может быть Финляндия. Внутренний рынок продовольственных товаров в этой стране защищен не только за счет взимания таможенных пошлин, но и другими методами государственного регулирования в форме компенсационных и уравнительных налогов, что позволяет местным фермерам реализовать свою продукцию п ценам, значительно превосходящим мировые. Вследствие этого достигнут высокий уровень самообеспечения продовольствием: пшеница - 177%, ячмень - 108%, овес - 174%, сахар - 95%, молоко - 122%, говядина - 109%.
По официальным данным Финляндии, средний таможенный тариф на сельскохозяйственные товары составляет только 11,2%. Однако, эта средняя ставка может дать искаженное представление, поскольку она не отражает реальную степень защиты внутреннего рынка.
Фактическая защита с учетом всех видов налогов и сборов на импорт, включая скользящие компенсационные сборы, акцизы и налоги с продаж и др., составляет в пересчете к импортной стоимости (в %): говядина свежая и мороженая - 341%, свинина свежая - 270%, баранина - 390%, молоко с жиром до 6% - 144%, сливки - 454%, масло сливочное - 566%, сыр - 305%, пшеница - 352%, ячмень, овес, кукуруза - 236%, тростниковый сахар - 307%.
80% всех сборов таможенного управления - это акцизы, компенсационные сборы и налоги с продаж, а собственно импортные пошлины играют весьма скромную роль. В целом же это создает условия для эффективного функционирования сельского хозяйства в тяжелых почвенно-климатических условиях.
***
Австралия и Канада экспортируют зерно через монополии.
Источник: http://www.fadr.msu.ru/archives/mailing-list/priv-agr/art-rus/msg00017.html |