Как известно, на братских могилах не
ставили крестов. Под красными звездами хоронили своих товарищей
советские солдаты.
Как кощунство выглядело бы
предложение хоронить под крестами погибших на полях гражданской войны
"наших", т.е. "красных". Поскольку
под крестами тогда сражались их враги - "белые", те, кто на иностранные
деньги, на иностранных харчах, в иностранном обмундировании, при благословении попов убивали тогда "красных".
Не было крестов и на могилах умерших в более поздние времена советских
и
партийных деятелей. Но тут уже не понятно, чего там было больше -
осознанных идейных соображений или, грубо говоря, это был последний
условный рефлекс карьериста-приспособленца, или же просто же это было
болото, которое "как все"?
Но вот СССР был разрушен и тайное во многом стало явным.
На днях
я был на
Троекуровском кладбище, там где раньше хоронили советскую номенклатуру,
ту многочисленную массу, которая вполне заслуженна, но до уровня
Новодевичьего не дотягивала. Сейчас там хоронят "российскую
номенклатуру" типа банкира Козлова, коммерсантов, деятелей "культуры",
военных. Но вот участок захоронений 1998 года: "российских" еще мало и
в основном только "советские", но уже без СССР, члены КПСС без КПСС. И что я
вижу? Большинство (процентов под девяносто) похоронены под крестами. Не
берусь никого судить, но наверное это означает, что в значительной
степени это все-таки не та когорта идейных людей, благодаря которым
только и осуществился проект под названием СССР. У
остальных же десяти процентов - либо какие-то
веточки на памятнике, либо ордена, либо что-то из профессии - книга,
ракета, корабль, либо вообще ничего. И никого, почти никого под
советской
символикой, той, под которой сражались и гибли их предшественники.
И только одна могила бросилась мне в глаза своим диссонансом с окружающим православно-христианским фоном:
Никита Борисович Утин, 1922 года рождения - наверное он был один из немногих, кто четко понимал в то мутное постперестроечное время,
что такое была Советская власть, что она дала советскому народу, не предал и не отказался от нее. И нашел в себе силы и мужество и после смерти не быть "как все".