Владимир Меньшов - великий режиссер и умный человек. Снял всего пять фильмов, из которых все пятеро я могу назвать шедеврами и как минимум четыре отнести к своим любимым - "Розыгрыш", "Мосва слезам не верит", "Любовь и голуби" и "Зависть богов" . Oтрывок из интервью:
Признайтесь, а почему вы отказались вручать кинопремию MTV фильму «Сволочи»? Отшвырнули конверт, ушли со сцены...
— Причина в том, что эта картина фальшивая, ложная, ее осудили фронтовики, ветераны войны. Они сказали создателям: «Чепуха это все. Мало вы нас по поводу Отечественной клевали: и воевали, дескать, не так, и завалили фашистов трупами... Сначала унизили «историческими изысканиями» (это позорище наше общее!), а теперь придумали то, чего никогда не было, — лагеря детей-смертников, которые воспитывались как пушечное мясо». На это автор сценария имел наглость ответить, что сам в таком лагере был. Немножко пошевелили его документы — и что?
— Не был?
— Не мог быть по определению, но возникло подозрение вообще насчет его военного прошлого, и этот человек быстренько взял свои слова назад. Тем не менее люди уже высказались, определились. Это же тема, навсегда для России больная: уже почти 70 лет прошло, а все новые выясняются факты — тяжелые, бередящие сердце и вызывающие слезы, так касайтесь вы ее деликатно! Зачем вытаскивать этот фильм на пьедестал после того, как копья по его поводу сломаны и приведены доказательства, зачем присуждать ему премию?
Я, если честно, не знал, что «Сволочи» претендуют на награду, иначе бы на церемонию не пошел, но поскольку уже там оказался, пришлось совершать эффектный поступок, который мне до сих пор аукается. Ну и пусть, хотя мой демарш послужил этой ленте рекламой. Стали они ее хорошо продавать, но надеюсь, что после просмотра зрители повторят за мной: «Это дерьмо». Фильм к тому же еще и плохо сделан.
В общем, нам всем в обращении с военной темой нужно быть осторожными и прекратить уже эти идиотские разговоры о том, как мы были не готовы к войне... Господи Боже мой! Один аргумент: в совершенно подготовленную ко всему, уже год находившуюся в состоянии войны Францию — она же объявила Германии в сентябре 39-го «Иду на вы!» — Гитлер вошел, как нож в масло, и смел ее всю к чертовой матери. Передовая, европейская страна — не говорю уже про разных прочих шведов...
— Ну, «мы же советские люди!»...
— ...но, видите ли, не так воевали. Я, кстати, прочел письмо Гитлера Сталину, написанное 14 мая 41-го года, — сильнейший документ, который до сих пор мало известен, и напрасно, потому что он все объясняет. В нем фюрер сообщает, что понял: без уничтожения Англии он ничего не добьется, — и принял решение.
Письмо Гитлера можно трактовать и как военную хитрость, и как высочайшую подлость. «Клянусь вам словом чести, — говорится там, — что мы не собираемся воевать с Россией. Войска, которые размещаются на границе, — это всего лишь отвлекающий маневр для противника, тем не менее я очень боюсь, что мои генералы (прежде всего англосаксы, у которых по ту сторону Ла-Манша множество родственников) могут пойти на всякие провокации, потому что не хотят войны с Англией. Поэтому я вас очень прошу: не поддавайтесь!». Вот откуда у сталинских приказов ноги растут...
— ...не поддаваться на провокации...
— До самой последней минуты Сталин верил, что это немецкие генералы бунтуют, а сам Гитлер делает все для того, чтобы войны с СССР не было...
— А это, поверьте, нетрудно, когда человек так клянется. Все было хорошо продумано: письмо доставил какой-то летчик типа Руста, который прилетел, нарушив границы, и чуть ли не в Кремль заявился, чтобы передать конверт лично Сталину в руки.
— Это не подделка, как думаете?
— Нет, глухо об этом письме говорилось. Где-то в мемуарах Жуков упоминал, что Сталин в Кремле давал ему это послание читать, но даже не намекнул, о чем оно... От этого текста дуреешь, из него многое можно понять, и толковать после этого о нашем византийском двуличии не с руки: куда нам до европейцев!
— Я знаю, что все в вашей биографии перемешалось: вы одновременно и сын чекиста, и внук кулака... Признайтесь, советскую власть ненавидите?
— Категорически нет!
— Но при этом умудрились снять фильм «Зависть богов», пронизанный, в общем-то, антисоветчиной...
— Ничего подобного — это экранизация моего мнения о шестидесятниках, об их дурной жизни, где постоянно слушают «Голос Америки» и где есть две правды, которые не пересекаются...
— Тем не менее после этого фильма начинаешь еще больше презирать Советский Союз — это мое личное ощущение...
— Мне так не кажется: нет, нет! К советской истории я отношусь с глубоким уважением и большим интересом — по-моему мнению, нам надо быстро пересмотреть свой подход к ней: примерно так же, как в 34-м году. Тогда власти резко изменили взгляд на всю русскую историю, которую после революции поносили, и в фильмах как герои появились Минин и Пожарский, Александр Невский, Суворов, Кутузов. Это же после большевистской революции были неуважаемые фигуры, потому что ассоциировались с самодержавием, но Сталину и Политбюро хватило 17 лет, чтобы сообразить: если будем и дальше поливать свое прошлое грязью, никогда к войне не подготовимся!
Думаю, и сейчас должен случиться такой поворот по отношению к советской истории, потому что, кляня ее, мы уже давно не Советский Союз унижаем, а Россию. Особенно мне обидно, что очень скоро в своем рвении мы можем договориться до того, что камня на камне от себя не оставим... Для меня, кстати, несомненно, что будущее человечества все равно за социализмом. Мир не выживет, если не возьмет на вооружение социалистические и коммунистические идеи, планета не выдержит бесконечного соревнования, где правила диктует золотой миллиард, который всем такую жизнь не обеспечит. Значит, что — остальных людей следует уничтожить? Сегодня это, в общем-то, и делается.
Социализм в его лучших проявлениях будет спасением для человечества. Мы в свое время сделали громадный прорыв: пусть уродливый (а он и не мог быть другим!), но серьезнейший шаг вперед. Кончится же все тем, что первой социалистической страной назовут Кубу (Че Гевара станет героем планетарного масштаба), китайский социализм будут ставить всему миру в пример, а про нас забудут: дескать, было это что-то дикое, невозможное, о чем и вспоминать не стоит. А ведь и при том строе сделано безумно много. Я уж не говорю, что была выиграна война, — это практически все оправдывает. Подготовить страну к такой сумасшедшей войне иначе, мне кажется, было бы невозможно.
— Сегодня в среде политиков и представителей богемы модно ходить в храм, стоять там со свечками (не умея их зачастую держать) и ожесточенно креститься (не всегда зная, с какой стороны и какой рукой). Вы вызываете у меня уважение еще и потому, что — один из немногих! — смело называете себя атеистом. Это ваше убеждение?
— Глубокое, хотя креститься одно время хотел — для Веры и Юли. Они боятся, что на том свете мы окажемся в разных отделениях и никогда не встретимся — вот я и попытался...
— ...и что же — не поднялась рука?
— Когда мне сказали, что к этому надо готовиться, полгода поститься и читать специальные книги, я не нашел в себе сил...
— В Бога не верите?
— Не верю и должен признаться, что размышлять, скажем, о большом взрыве, с которого началась Вселенная, мне куда интереснее, чем бодаться цитатами из того и этого Евангелия, выясняя, каким же образом Бог создал за шесть дней мир. Ну зачем это — при нынешнем-то развитии науки? Для ощущения жизни и понимания мировых закономерностей теорема Геделя и принцип определенности Бора-Гейденберга (видимо, журналист не расслышал и речь шла о принципе неопределенности Бора-Гейзенбергаs) дает мне куда больше.
— Вдобавок священники вам, я слышал, не нравятся...
— Ну нет — деревенские уважение вызывают. Я счастлив, что теперь людям можно не скрывать своей веры и восстанавливать церкви, хотя излишнее рвение в этом мне не всегда по душе, потому что у Студенческого театра помещение отобрали и сделали там церковь.
— Очередной перегиб...
— ...и таких примеров, к сожалению, много... Одно дело к тому же батюшка в сельском приходе и другое — наши церковные иерархи: их поведение мне образцово-христианским не кажется. Я уж не говорю о том, что церковь совершила громадный грех, потому что ее материальное возрождение было основано на беспошлинной торговле алкоголем...
— ...и табаком...
— Это аукнется!
Полный текст здесь:
http://www.bulvar.com.ua/arch/2009/1/4963442b39fe6/
http://www.bulvar.com.ua/arch/2009/2/496e5a42d68fd/
В продолжение к сказанному: "Зависть Богов", по моему, чуть ли не единственный объективный фильм о позднесоветском периоде. Если верить сказанному comte_de_varand о женской природе русской души, то главная героиня, блестяще сыгранная Алентовой, очень точно передает состояние этой души в описываемом историческом отрезке. Отец (один из немногих вызывающих симпатию персонажей в фильме) - авиаконструктор, человек мудрый и честный, но не способный понять свою дочь - символ сталинского прошлого. Муж - бездарный писатель, карьерист и кухонный "антисоветчик", пишущий верноподданнические книжки и тайком смотрящий порнушку - это ее маразматическое настоящее. Блестящий французский любовник, непонятно откуда взявшийся, вскруживший бедняжке голову, несколько раз поимевший в кадре и исчезнувший НАВСЕГДА - олицетворение ее (на тот момент) будущего, с суверенной демократией, высокими ценами на нефть и небоскребами Москоу-сити.
Финал фильма с героиней на рельсах неоригинален, но при этом вполне логичен. Тем не менее, она остается жива, с пустотой в глазах и ощущением абсолютной, тотальной безысходности. Вопрос, к кому она теперь пойдет, фильм оставляет открытым, но вариантов, на самом деле, не очень много. Красавцу-французу она больше не нужна. Маразматик-муж готов ее принять, да сам ей нафиг не нужен. О том, чтобы найти кого-нибудь другого, и речи быть не может - с такими-то сердечными ранами...
Я думаю, единственный мужчина, который в подобной ситуации способен если не понять, то поддержать и женщину и помочь ей - это ее отец. У него она, правда, не найдет женского счастья, но сможет хотя бы пережить, перетерпеть и собраться с силами. А там, возможно, появится на горизонте кто-то действительно достойный ее сердца.
Правда, кто в реальности станет для нее новым Отцом - непонятно.
Что касается конвертов, то я бы просто напросто отдал бы приз первому попавшемуся под руку. А скандал бы был уже потом, если бы был, но не в коем случае не стал бы делать рекламу. Этож инженер человеческих душ - он должен понимать это профессионально. Аналогично про эти поганые фильмы: нам не дано предугадать как наше слово отзовётся и мы лепим что хотим! Как в "Ошибке резидента" в возможность войны не верю, но буду на неё работать! Картина народом понимается однозначно (любой фильм и заявление - это пропаганда) Вот так надо было жить и так надо жить, но вот конкретным людям не повезло. Ах! мелодрама! Ах! Очень жизненно! Что он показал своим поступком? Есть одна "правда", а у него другое мнение, а его просто невозможно высказать за время вручения и затеять дискуссию, следовательно не надо и начинать!
Ответ: Вы слишком уж требовательны к нему. Хорошо, что хоть так поступил, бросил и ушел. На такое мало кто отважится, ведь этим самым он как бы вычеркнул из той тусовки, лишил себя денежных источников. Ведь он сам говорит (в оригинале статьи по ссылке), что он сейчас снимает новый фильм, но денег ему никто не дает на это.
Отвлечёмся от Меньшова, помните фильм Кин-Дза-Дза? Теперь вроде как Шахназаров усиленно делает вид, что предупреждал. О чём? Он всё время крутится наверху, в нужное время тратил государственные деньги, а толку - чуть. Даже в нынешнее время у меня спрашивают: о чём был этот фильм? Мол это был весёлый бред. Я говорю: он показал капитализм. Они: а-а-а...может быть. Т. е. люди и сейчас не понимают смысла. Вместо того чтобы бросить спасательный круг, он красиво махал нам с берега! Как сказали в одном фильме: показывать надо не то что есть, а как должно быть. Хочешь снимать документалистику? Снимай! Хотя и в этом случае надо смотреть. А художественный фильм - это кристаллизованная, особо эффективная пропаганда. В документалистике иной раз нужно долго и нудно объяснять факты и не каждый поймёт. А в художественном можно попасть в другую галактику, где ты царь. И что же предложил Шахназаров как выход? Машину времени! В тот конкретный момент? Ладно пусть не выход, хотя бы понимание? Нет, мгновенный переход, потом трудное осознание, ещё более трудный путь назад. Как расшифровать этот фильм? Вы тупые придурки даже не поймёте где и как окажитесь, долго будете соображать что случилось, и ещё дольше выбираться оттуда. А между прочим, он - один из духовных лидеров и посвященный. Короче: такой хоккей нам не нужен! И пусть у них не будет оправдания: хотели как лучше
Ответ: Вы немножко перепутали Шахназарова с Данелия, ну да ладно. Да, многие не понимают, что это был фильм про капитализм, хотя Машков в самом начале, как увидел пепелац с оборванцами, сказал с обреченностью в голосе - "Капстрана!"
Вы по-моему опять, чересчур строги к Данелия, что он нам не бросил спасательный круг.
Вот я на Википедии прочитал: Когда фильм был почти снят, к власти в СССР пришёл К. У. Черненко. Чтобы фильм не запретили, Данелия и Габриадзе решили переозвучить слово «Ку», которое совпадало с инициалами генерального секретаря ЦК КПСС, на какое-нибудь другое слово. Стали думать. Выдвигались варианты «Ка», «Ко», «Кы» и др. Пока думали, Черненко не стало (Константин Устинович пробыл у власти чуть более года: с февраля 1984 по март 1985). Так слово «Ку» осталось в фильме.
Т.е. выходит, что фильм-то задумывался еще чуть ли не при Брежневе, когда ни о каком капитализме еще и речи не было. Значит и о "спасательном круге" еще рано было говорить.
Молодец Меньшов. Все правильно сделал. Я этот фильм (сволочи) больше 20-ти минут смотреть не смог. Но у меня вопрос к Меньшову, а где Ваши шедевры сейчас? Где "Москва слезам не верит" 30 лет спустя. Этот вопрос не только к Меньшову, но и к другим, уважаемым мною режиссерам: Данелия, Шахназаров, Рязанов и т.д. Куда все делось???
Ответ: Здесь я привел только выдержки из интервью Меньшова. В полном тексте (на www.bulvar.com.ua) он говорит о том, что он начал снимать новый фильм - но ему никто не дает на это денег. Т.е. фильм наверно неплохой, раз денег не дают.
Вспоминаю часто одного ветерана Он правда про телик говорил : Жаль что нет кнопки ,чтоб нажать и плюнуть в морду! А про Сволочи и слов нет ,не только плюнуть.......!
"... По моему разумению, сейчас самое время приостановить наш бодрый марш в никуда, собрать новый Съезд народных депутатов, Учредительное собрание, вече, ареопаг мудрецов – назовите как хотите, и взвешенно, без истерик обсудить: каково настоящее положение дел..."
Гражданин, Вы что, на самом деле думаете, что можно вот так "учредительным собранием", или "мудрецами", оторвать жадную и беспощадную мудревато-кудрейскую сволочь от бесплатного по сути корыта? Дак оглянитесь назад в недалёкое прошлое, в 1905-1917 года. Чем же тогда удалось оторвать? Правильно: револьверами системы "Наган" или "Маузер", винтовками конструкции "Мосина", пулемётами "максим", и шашками/саблями не помню какого образца.