Четверг, 28.03.2024, 16:25Приветствую Вас Гость
 
  Антикомпрадор.ру
Если я знаю, что знаю мало,
я добьюсь того,
чтобы узнать больше на
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Неслучайные факты
Каждую осень покупаю арбуз – и никакого удовольствия: нету в нём былой сладости. В детстве арбуз был сладкий-сладкий, а сейчас – вода одна... Разъяснил моё недоумение один фермер-арбузник. Выращивает он свои арбузы из голландских семян, не районированных для нашей зоны – вот арбузы и не сладкие. Так говорит фермер. Где же наши семена? Почему они исчезли?... На следующий год потребуется опять покупать семена: воспроизвести их нельзя, не получится.

» Обратите внимание
Новый год для детей в подвалах. Очень нужна ваша помощь для детей Донбаса.

» Статистика
Яндекс цитирования

Главная » Статьи » Прочее

Водка в царской России

Один из ханов Золотой Орды придумал весьма выгодный способ поддержания власти. Он создал систему заведений, принадлежащих государству и предназначенных для продажи водки населению (“ханский кабак”). Этим сразу было достигнуто  две цели : во-первых, государство получило обильный источник доходов, а во-вторых, простолюдинам было дано средство для утоления горестей и печалей, что, понятное дело, заметно снизило опасность народных выступлений против государства.[5, с.18]

Русский царь Иван IY после покорения Казанского ханства ознакомился с этой практикой и решил её перенять. То, что было “ханским кабаком” в Казани, стало “царёвым кабаком” в России. Иван IY пошёл ещё дальше : кроме начальников “царёвых кабаков” (“кабацких голов”) он учредил такую категорию служащих, как “крестные целовальники”, которые целованием креста приносили царю клятву всеми силами  привлекать народ к пьянству “для сбору денег на государя и веру”. “Крестный целовальник” должен был обеспечить, чтобы к установленному сроку вся присланная в кабак водка была раскуплена. Один такой особо старательный служащий докладывал начальству, что, “радея про государево добро”, он “народ на питьё подвеселял и подохочивал, а кои упорны были, тех не щадя и боем неволил”.[5, с.18-19]

Эти усилия, по словам летописца, не замедлили сказаться : “мужики, жёнки и девки, у неволи плакав,  начали красти и лгати, и блясти и в корчме пити и всякое зло чинити”.[5, с.19]

Вначале русский народ пытался сопротивляться этому государственному спаиванию, царю направлялись прошения убрать “царёвы кабаки”, потому что “подле государева кабака жить не мочно”. Но этот здравый и разумный порыв разбился о непробиваемую тупость самодержавия. [5, с.19].

Такое положение сохранялось до 1863 г. Побитое в Крымской войне, государство российское принимается ускоренно развивать промышленность, имея целью усилить армию. Для этого нужны деньги, и проворные чиновники отыскали ещё один способ добывания денег. Из-за огромных пространств, плохих дорог и неповоротливой бюрократии государство не могло донести водку во все уголки империи. Для устранения этой трудности было решено призвать на помощь частную инициативу : за плату (акциз) государство позволяла частным лицам торговать водкой. После этой реформы, названной в просторечье “сивушной”, сеть каналов, по которым в народ вливалась водка, охватила всю страну.[3 ; 13]

Торговля водкой была прибыльным делом, но вскоре она натолкнулась на затруднения. Крестьянин производил не так много продукции, чтобы иметь возможность много продавать, да к тому же он был обязан уплачивать большие налоги государству. В итоге на водку денег оставалось меньше, чем хотелось и покупателям, и продавцам.

Торговцы нашли выход. Они покупали или арендовали землю, покупали инвентарь, нанимали рабочих и продавали выращенный урожай. Инвентарь они покупали у своих клиентов-пропойц или же брали его в счёт погашения долгов за водку, работники трудились опять же в счёт оплаты за выпитую водку, а те, кто получал зарплату, немалую часть её тратили на тот же товар у тех же торговцев. Так для последнихо открылся новый путь получения прибылей – эксплуатация наёмного труда, причём условия продажи рабочей силы в этом случае были максимально выгодными для капиталиста. Именно из таких торговцев-водочников и произошло большинство кулаков.

Салтыков- Щедрин пишет :

“Дешевизна водки произвела оглушающее действие. Гольтепа массой потянулась в кабак... Разоренье вошло в полный фазис своего развития. Пропивались заработанные тяжким трудом деньги, и ежели денег не доставало – пропивалась сама жизнь. Рабочие орудия, скот, одежда, личный труд, будущий урожай – всё потянулось к кабаку и словно пропадало в утробе кабатчика... Мироед своего не упустит ! он, брат, укажет, где и как хребтом шевелить... И изба, и клеть, и соха, и всякий гвоздь в избе – всё на виду у мироеда, всё принимается им в расчёт. Даже семейное положение : у кого сын на фабрике, у кого дочь в казачках ; в крайнем случае, и они отработать долг смогут... Мироед не работает на земле сам, а предпочитает пользоваться дешёвым трудом кабальной “гольтепы”. Сколько находится у него в распоряжении этого труда, столько он и берёт земли”.[13, с.150-153]

А что же те, кто оказались под властью кулака ?

“Существуя лишь в качестве живого рабочего инвентаря, “гольтепа” только то и имеет, что в обрез необходимо для поддержания этого инвентаря в надлежащей исправности”.[13, с.153]

В итоге – быстрое усиление имущественного расслоения в деревне :

“Вот он, дом кулака ! вон он высится тесовой крышей над почерневшими хижинами односельцев ; издали видно, куда скрылся паук и откуда он денно и нощно стелет свою паутину”.[13, с.98]

Водка была живительной влагой для российского капитализма и давала ему три выгоды. Первая выгода : доходы от водки составляли очень существенную часть государственного бюджета, из которого выделялись большие средства для инвестиций в промышленность.

Вторая выгода : водка ускоряла развитие капиталистических отношений в деревне и вообще в стране. Для капитализма нужны два условия : наличие массы людей, лишённых собственности и потому имеющих единственный способ заработать на жизнь – продавать свою рабочую силу ; далее, необходимо накопление богатства в руках меньшинства, с тем чтобы это богатство расходовалось на покупку средств производства и наём рабочей силы, то есть на превращение в капитал. Этот процесс – образование нищеты на одной стороне и богатства на другой – шёл сам по себе, но водка сильнейшим образом его ускоряла. Крестьянин, пропивший всё, что имел, шёл в батраки, а дети его,  с малолетства выросшие в нищете, вставали перед выбором : либо стать батраками у себя в деревне, либо пролетариями в городе. С противоположной стороны, торговля водкой создала концентрацию богатства, способного превратиться  в капитал.

И наконец, третья выгода – политическая, суть которой Некрасов изложил так :

У каждого крестьянина

Душа что туча чёрная –

Гневна, грозна – и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А всё вином кончается.

Пошла по жилам чарочка -

И рассмеялась добрая

Крестьянская душа.[7, с.44-45]

 

Этот новый способ получения доходов – эксплуатация наёмной рабочей силы – стал для кулаков ещё важнее после того, как в 1894 г. государство решило, что теперь у него хватит сил спаивать народ самостоятельно, и снова установило монополию на водку и вино.

В 1909 г. деньги, полученные от централизованного спаивания, составили треть бюджетных поступлений. За 1908-1912 гг. государство выпоило народу 440.5 млн. вёдер водки. Сложив боками все бутылки, выпитые в 1912 г., можно было бы получить линию, четырежды опоясывающую экватор. Водкой, что была выпита с 1908 до 1912 гг., можно было бы наполнить до краёв канал, который бы, имея высоту 1 метр и ширину 11 метров, соединял Чёрное и Балтийское моря.[3,  с.7]

В 1913 г. население заплатило этот водочный океан 900 млн. руб., в то время как себестоимость водки была 200 млн. руб.[9, с.437]

Чтобы установить, в какой мере это пьянство, насаждённое государством, навредило России, сделаем сравнение с Финляндией. Она, имея автономию во внутренних делах, запретила производить и ввозить водку. Финны не пропивали заработанное, а накапливали, свободное время они проводили не в пьянках, а в трудах. К тому же Финляндия была свободна от военных расходов и её жителей не призывали в армию. В итоге к началу XX века между качеством жизни финнов и остальных подданных империи оказалась пропасть. Об этом можно судить по таким цифрам. В 1913 г. было проведено исследование качества питания. Среди пунктов этого исследования был и такой : какая часть потребляемых белков поступает из пищи животного происхождения. Наука полагает, что эта часть должна составлять самое меньшее 35%. Оказалось, что у рабочего Московской губернии 29% потребляемых белков являются животного происхождения, у сельского населения 13 центральных губерний – 17%, а у финнов – 53% ! По этому показателю, хорошо характеризующему качество питания, а следовательно – и качество жизни, финны превзошли даже фермеров США (53% против 46%).[10, с.20]

-----------------------------7d83d83014010a Content-Disposition: form-data; name="edttmessage" 1

Источник: http://yakovchuk.by.ru/notmyarticles004.html
10.06.2008
Комментарии: 2 Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 2
1 александр  
0
В принципе В России всегда было выгодно продавать водку ,так и сейчас .Самая главная это сейчас не прибыль от акцизов,а подавление воли народа,пьяный народ спокойый и довольный.Все разговоры о сухих законах или каких-либо ограничениях в доступе народа к зелью просто не выгодны по этой причине власти.Общество разделено на три части одни пьют и махнули на все рукой.вторые просто молчат и терпят это дети и пинсионеры,а третие в это время набивают карманы-им -то и выгодно наше пьянство.Они даже в кризис умудряются добавлять себе зарплату.а у бюджетников срезать.И сельское хозяйсво развитое в России не выгодно,в этом году хороший урожай пшеницы но государству он оказался не нужен.Лучше купить за границей,значит есть люди заинтерисованные в этом.А народ все это понимает но молчит.,выпьет рюмку и молчит.молчит......

2 Денис  
0
Я за народную трезвость. Сам не пью и детей учу этому.

Имя *:
Email:
Код *:


Anticomprador.ru © 2024
Сайт управляется системой uCoz