Шаламов. Разгон. Солженицын. Далее - со всеми остановками
В День Победы телевидение радует зрителей фильмами про войну. Наш народ одержал победу в самой чудовищной войне в истории человечества. И средства массовой информации показывают фильмы о подвигах. Например, сегодня по НТВ будут показывать высокохудожественный фильм "Последний бой майора Пугачёва". Это новый фильм. Он показывает новых героев войны. Показывает их в несколько ином, невиданном доселе ракурсе.
Примерно вот в таком:
- Недавно на одном из каналов вновь показывали фильм "Последний бой майора Пугачева"... Как было на самом деле?
Существует расхожий миф, будто освобождённые советские военнопленные чуть ли не поголовно отправлялись из немецких концлагерей прямиком в ГУЛАГ. Вопреки этому стереотипу, старательно внедряемому в общественное сознание нынешней пропагандой, судьба подавляющего большинства бывших военнопленных складывалась вполне благополучно. Из военнопленных, освобождённых во время войны, подверглось репрессиям менее 10%, из освобождённых после войны — менее 15%, причем большинство репрессированных вполне заслужило свою участь, будучи полицаями, власовцами и прочими прислужниками оккупантов.
Однако даже те из них, кто арестовывался органами НКВД, в большинстве своём отделывались ссылкой. Чтобы попасть на Колыму, надо было совершить что-то серьёзное, запятнать себя конкретными преступлениями на службе у гитлеровцев. Не стали исключением из этого правила и прототипы шаламовских "героев".
О том, как выглядел "подвиг майора Пугачёва" на самом деле, в своё время рассказал Александр Бирюков в телепередаче "Шаги победы", показанной по Магаданскому телевидению 5 сентября 1995 года. Оказывается, такой факт действительно имел место. Бежали, предварительно задушив вахтенного караульного. В перестрелках с преследующими их солдатами убили ещё несколько человек. И действительно, из 12 «героев» 10 являлись бывшими военными: 7 человек — власовцы, избежавшие высшей меры только потому, что после войны в СССР была отменена смертная казнь. Двое — полицаи, добровольно перешедшие на службу к немцам (один из них дослужился до чина начальника сельской полиции), расстрела или петли избежали по той же причине. И только один — бывший морской офицер, имевший до войны две судимости по уголовным статьям и попавший в лагерь за убийство милиционера при отягчающих обстоятельствах. При этом 11 из 12 имели отношение к лагерной администрации: нарядчик, повар и т.п. Характерная деталь: когда ворота "зоны" оказались широко распахнутыми, из 450 заключённых за беглецами не последовал больше никто.
Ещё один показательный факт. В ходе погони 9 бандитов были убиты, трое же уцелевших возвращены в лагерь, откуда, спустя годы, но ещё до окончания полученного ими срока, вышли на волю. После чего, вполне возможно, рассказывали внукам о том, как безвинно страдали в годы "культа личности". Остаётся лишь в очередной раз посетовать на излишнюю мягкость и гуманность сталинского правосудия.
Естественно, с точки зрения советских интеллигентов никакого доверия к "магаданскому телевидению" быть не может. Тут что интересно: доверие к рассказам Шаламова - полное. Он ведь сидел, а потому излагает только правду! А другим рассказам доверия отчего-то нет. И это несмотря на то, что и другие сидели тоже. Как обычно, советские интеллигенты согласны только с тем, что лично им нравится. Например, с рассказами очевидца Шаламова. Или с рассказами Бориса Стругацкого. Хотя с показаниями очевидцев вроде давно всё ясно.
Не все понимают, что как оно было в реальности - это одно. Что рассказывают малограмотные и необученные наблюдать очевидцы - это несколько другое. А уж что потом пишут впечатлительные писатели, наслушавшиеся рассказов очевидцев - оно вообще не о том.
Короче, подробное изложение:
Не «сошлась» — по крайней мере, пока что — ни одна из фамилий с теми, что называет в рассказе Шаламов (у него их, напомню, одиннадцать и только один персонаж никак не назван). Но это меня менее всего смущало. Во-первых, в дневнике названы фамилии только трех участников побега: руководитель Тонконогов, в одной из следующих записей — Игошин и Янцевич (один из них Миша, Михаил), — возможно, когда я узнаю фамилии девяти остальных, кое-какие и совпадут с указанными Шаламовым (так и произошло потом). Во-вторых, Шаламов получил эти сведения лишь из вторых-третьих-четвертых рук — было бы удивительно, если бы при этом он точно знал все фамилии. И, наконец, в-третьих, Шаламов писал не исторический очерк — рассказ, и при всем противоречиво-агрессивном отстаивании бывшим колымским сидельцем особых достоинств своей «новой прозы» и, прежде всего, ее достоверности (к этой позиции я еще намереваюсь вернуться) — художественное произведение не может и не должно следовать каждой исторической реальности, тем более — не самой крупной.
Куда важней для меня в тот момент было то, что подлинные фамилии участников побега присутствуют в дневнике. Вот их-то и следовало запустить в архивный розыск.
Дети, конечно же, взволнованно закричат: так это что, по-твоему, у Шаламова всё неправда?! Нет, дорогие дети. Рассказы Варлама Шаламова - исключительно полезная, отлично написанная художественная литература на тему русской истории. Ключевое слово - художественная.
Автор не заострил внимание на интересном факте: 11 из 12 побегушников сотрудничали с лагерной администрацией. Тут важно понимать следующее. В те времена устроиться на должность хлебореза, нарядчика или повара могли только две категории заключённых. Первая – блатные и ставленники блатных. Вторая – лица, сотрудничающие с администрацией.
С блатными всё понятно: представители блатной диаспоры в лагерях занимают все козырные места, что позволяет решать массу вопросов в пользу ворья. С теми, кто сотрудничает с администрацией, тоже всё понятно: это либо заключённые, работающие на оперчасть (читай – не очень тайные осведомители), либо имеющие для оперчасти некую ценность. Например, севшие друзья, знакомые, родственники и тому подобные граждане.
Сотрудничавших с лагерной администрацией в среде заключённых называли придурками. Как правило, обозначая словосочетанием «придурок лагерный». Например, известный разоблачитель сталинизма Лев Разгон – типичный лагерный придурок, состоявший в родственных связях с руководством НКВД, служивший в НКВД, а в лагерях ошивавшийся по хлеборезкам, отжирая пайки у честных каторжан. А вот Александр Солженицын, лауреат различных премий - типичный лагерный осведомитель, то есть стукач и доносчик. В лагерях таких обычно топят в выгребных ямах - советским интеллигентам не мешало бы об этом знать.
Так вот 11 человек, сотрудничавших с администрацией, они не только придурки лагерные, но ещё и не особо тайные осведомители. Для предателей Родины это норма: как только возникают жизненные трудности, немедленно решать их любыми доступными способами. Например, бежать сотрудничать с немецкими оккупантами, или доносить на товарищей в оперчасть. Людей подобного рода не без оснований считают мразями, и при этом всегда используют в оперативных целях.
Симптоматично, что в фильме «Последний бой майора Пугачёва», снятом советскими интеллигентами на деньги налогоплательщиков, в качестве героев представлены предатели Родины, лагерные осведомители и убийцы представителей государственной власти. Они хотели чтобы их любили, а оно эвон как вышло.
Советская интеллигенция люто ненавидит Павлика Морозова – несчастного пацана, который всего лишь подтвердил на суде показания своей матери. За это собственный дедушка убил и самого Павлика, и его младшего брата. Перемазав своим дерьмом несчастного мальчишку, советская интеллигенция вознесла на постамент славы совершенно новых, демократических героев: предателей-власовцев и лагерных стукачей. Вот они – герои поклонников Солженицына. Вот с кого должны брать пример сегодняшние дети.
Естественно, у кого чего болит - тот о том и говорит. О чём может снять кино гнида? Понятно, строго про другую гниду. Ибо с точки зрения одной гниды все поступки гниды другой - совершенно разумны и оправданы. На родную страну напал агрессор? Самое разумное - идти служить оккупантам. Сел в лагерь? Самое разумное - стучать. Никакие другие мысли гниду не посещают. О чём и творчество.
Странно, что на День Победы пока что не показывают фильм Ленни Риффеншталь "Триумф воли".
Предлагаю создать некий орган - рабочую группу и начать отслеживать гадье и чмурье из членов союза пейсателей-пропагандистов подобной литературки, как на территории Россиянии, так и по остальному миру. Давить дешевкам на психику, постоянно напоминать о том, что мы - помним и ждем своего часа. это может выражаться в ... ну в общем есть у меня планчик-конспектик на нескольких страничках... Ведь все эти "деятели" в принципе достаточно известные типы и розыскать их не представит труда. Начиная с опускания почек в виде случайной уличной потасовки, и до более серьезного наезда, типа полное и невосполнимое изьятие здоровья, личных и ценных вещей, подбрасывание форм на заполнение на постоянный выезд в израиль, склонение к сожительству в особо изощренной форме при большом скоплении народа... Да можно дать волю фантазии.
Ответ: Не, не надо никого по почкам. Это буржуазный метод. Так примерно при Гитлере действовали. Нужно просто выводить жуликов на чистую воду и высмеивать.
Начнём с того, что Пыхалов, автор этого убогого памфлета, сам ничего не исследовал. Его творение - тенденциозный, агитаторски-окрашенный пересказ работы магаданского исследователя Александра Бирюкова, текст которого, озаглавленный "Побег двенадцати каторжников" ( http://shalamov.ru/research/33/ )действительно критикует достоверность рассказа "Последний бой майора Пугачёва" ( http://shalamov.ru/library/3/22.html ). Но на этот текст уже давно опубликован ответ исследователя В. Есипова ( http://shalamov.ru/research/25/ ) в котором, во-первых, доказывается, что рассказ Шаламова основан на других событиях, а во-вторых, объясняется, что проза Шаламова это не документальное свидетельство в прямом смысле этого слова. Шаламов обобщил информацию о реально существовавших массовых побегах бывших фронтовиков. Об этом написано в статье немецкого историка Владислава Хеделера "Сопротивление в ГУЛАГе. Бунт. Восстание. Побег" ( http://shalamov.ru/research/61/16.html#t56 ). Этот текст ставит точку в вопросе о достоверности рассказа "Последний бой майора Пугачёва".
А Пыхаловские россказни это просто анекдот, к ним нельзя относиться серьёзно.