Александр Сергеевич Панарин (1940 - 2003) — философ и политолог,доктор философских наук, директор Центра философских исследованийИнститута философии РАН. Прошел непростой путь от либеральногодиссидента советских времен к патриоту, ведущему философу эпохи 1990-х.Его труды изданы в книгах: «Народ без элиты», «Правда железногозанавеса», «Реванш истории», «Искушение глобализмом», «Православнаяцивилизация в глобальном мире», «Стратегическая нестабильность в XXIвеке». Из последнего публичного выступления А.С.Панарина, состоявшегосяв дискуссии «Политическое положение России: взгляд в будущее»,прошедшей в Государственной академии славянской культуры (2003 г.): Ключ к решению проблемы - в умении задать себе и другимнетривиальные вопросы. Проблема, связанная с оценкой политическогоположения России, затуманивается господствующими стереотипами, ипоэтому очень важно заново открыть ее фактуру. Зададим нескольковопросов по существу. Первый вопрос: кто и почему потерпел поражение в холодной войне - СССР или Россия? Второй вопрос: почему Россия оказалась сегодня в одиночестве,а точнее, в глобальном одиночестве? Тревожное мироощущение возникает,когда нам открывается политическая картина мира. Наша странанеобыкновенно одинока. Вопреки мнению о том, что Россия войдет вЕвропейский дом, в сообщество цивилизованных государств, такогоодиночества за всю свою историю она еще не испытывала. И третий вопрос: как ведет себя правящая элита, каковы ее горизонты и тип поведения, чего от нее можно ожидать? Начнем с того, кто потерпел поражение. Нам навязывается мнение, чтошла мировая война демократии и тоталитаризма, в результате которойпобедила демократия, а коммунизм потерпел поражение. В результате,якобы, выиграли все - и мировое сообщество, и Россия, поскольку онастала демократической и будет принята в семью европейских народов. Но,как видите, ничего подобного не произошло. Ситуация, скорее, совершеннообратная. Так что же произошло сегодня с Россией? Дело в том, что Запад уже давно, со времен великих географических открытий, на заре модерна осваивал мир как объектсвоих интересов. Деление мира на цивилизацию и варварство возникло несегодня и не вчера. Прецедент был создан еще в Древней Греции: грекиоценивали себя как единственную в мире цивилизацию, которую окружаютварвары... Это деление было воспроизведено в Европе Нового времени. Икогда Запад стал колонизовать остальной мир, возникло своеобразноевидение истории, в соответствии с которым именно Запад являетсяосновным субъектом мирового развития, а все остальные страны или такназываемая периферия должны быть безгласным объектом его воли.Случилось так, что Россия стала единственным исключением из этого«правила». Это единственная незападная страна, которая не сталаколонией Запада. И это исторический факт, который не вписывается впрограмму Запада. Когда рухнул коммунизм, мы ожидали, что Россия будетпринята с распростертыми объятиями. Но сегодня мы видим, что Россиястала главным объектом западной агрессии. ... Сегодня наши оппоненты «работают» уже не с коммунизмом и не стоталитаризмом. Они «работают» с русской идеей. Для них самое опасное -это русская идея. В чем же проявляется такая «работа»? Приведу всегоодин пример. По приглашению Валентина Распутина я был вИркутске на Днях русской культуры. Участникам встреч подсовывали, в томчисле и Распутину, простую идею. Ее суть в том, что вы,писатели-деревенщики, выразили замечательное этнографическоесвоеобразие России. Ваша заслуга в том и состоит, что вы, мол,представили неповторимый, традиционный облик России. Я, конечно, не могпромолчать, не высказать своего мнения. Я сказал, что Валентин Распутинвовсе не представлял этнографическую Россию, да и сама русская идеяотнюдь не является идеей этнографической. И напрасно нас, русских,считают нацией, которая тем и славна, что носит сарафаны, кушаки и пьетчай из самоваров. Русская идея есть вселенская идея,всемирно-историческая, идея мессианская. Больше всего наши оппоненты боятся, чтобы с нашей идеей не былисвязаны ни надежды всего человечества, ни поиск альтернатив. ... Задачав том и заключается, чтобы подать русскую идею под знакомэтнографического своеобразия, но отнять у нее мессианский потенциал. Если же мы хотим понять мессианскую роль России, то она заключаетсяпримерно в следующем. Россия всегда выступала на стороне слабых противсильных. Наша миссия в мире в том и заключается, чтобы не поддаватьсядиктату силы. Россия только тогда имела сильную внутреннюю политику,когда российское государство опиралось на слабых против сильных -против бояр, олигархов, против так называемых «сильных людей». Точнотак же обстояло дело и на международной арене. Наша внешняя политикабыла сильной, когда Россия поддерживала освободительное движениепротив колонизаторов всех мастей. Именно этого смертельно боялись ибоятся наши оппоненты. Поэтому и говорят они про русскую этнографию, нони в коем случае - про русскую мессианскую идею. Почему Россия сегодня оказалась в таком одиночестве? Потому что нашиправящие круги, все те же демократы, поставили совершенно неправильныйдиагноз, избрали заведомо тупиковый путь. Они почему-то решили сменитьсаму идентичность России. И это по отношению к стране, которая былавыразительницей протеста всех слабых, нищих духом, обиженных,угнетенных, эксплуатируемых, оскорбленных. Решено было не толькоотказаться от этой идеи, но и добиться прямо противоположного. Сегодня,по мнению политической элиты, Россия - это страна богатых, и выражаетона победоносную идею тех, кто сильнее. Но здесь произошел роковойсбой. Дело в том, что в действительности богатые, живущие в нашейстране, не любят Россию. ... чувствуют себя ... неуютно в этой стране. Они всегда будут ее бояться и никогда не назовут своей. Точно так же она останется чужой, изгойской, маргинальной страной для стана богатых всего мира. ... Современную ситуацию можно охарактеризовать как мировуюгражданскую войну, суть которой - в реванше богатых. Подчеркиваю, речьидет именно о гражданской планетарной войне, сталкивающей новых богатыхс новыми бедными. Предыдущая, левая фаза мирового исторического цикла,или эпоха отвоевания бедными у богатых своих социальных прав, длиласьпримерно 150 лет. Она началась в 1848 году, со дня революции в Европе,и закончилась на рубеже 70-80 годов двадцатого века, когда по Европепрокатилась так называемая неоконсервативная волна. Не все тогдаразобрались, что стоит за этой волной. А ее суть, как, впрочем, и сутьновой либеральной идеологии заключается в том, что это идеологияреванша богатых над бедными. Победители повели себя, как расисты, с презрением относящиеся кбедным. Увы, официальная Россия решила разделить это презрение. Небудучи сама богатой страной, она почему-то решила поддерживать этотчуждый ей реванш. В результате Россия сразу потеряла всех своихсоюзников и на постсоветском пространстве, и в Азии, и в Африке, и вЛатинской Америке, и в арабском мире. ... Именно официальная Россиясегодня одинока и на Западе, поскольку ее так и не приняли в станбогатых, и на Востоке, поскольку она отвернулась от бедных. Здеськроется причина ее рокового одиночества. <...>Но не будем предаваться унынию и пессимизму. Когда в дом приходитбеда - будь то судьба государства или личная биография, не надоабсолютизировать нынешнее состояние, надо противопоставить себянынешнему состоянию, переместить точку в горизонт более или менееотдаленного будущего. Давайте поместим себя в этот более или менееотдаленный горизонт. Я думаю, что либеральная фаза мирового цикласкоро закончится. Заканчивается и «американский век». Дело в том, чтоамериканцы в недолгие годы своего безраздельного господства в мире,чуть больше 10 лет, наломали столько дров, так скомпрометировали себя,что они проели свой моральный капитал окончательно. Я могу привеститакую аналогию. Когда умерла коммунистическая идея? В 1968 году, когданаши войска ввели в Чехословакию. Именно тогда коммунизм сталназываться «танковым коммунизмом» и наши друзья в Европе пересталибыть нашими друзьями. Левая интеллигенция отвернулась от СССР, и отэтого удара не удалось оправиться ни коммунизму, ни Советскому Союзу.Так вот, после известных бомбардировок в Югославии и в Иракеамериканскую демократию называют «бомбометательной», и от этого уже неоправится ни американская демократия, ни западная демократия вообще.Вот та печать, несмываемая печать «бомбометательной» демократии, из-закоторой сегодня развертывается уже не элитарная, а массовая идеологияантиамериканизма. Чем больше продажных представителей политическойэлиты в различных странах мира служит Америке, купившей их услуги, темсильнее народы этих стран ненавидят ту же самую Америку. Теперь о либеральной власти в целом. Либеральная власть занимаетсяапологетикой гражданского общества, понимаемого как неисторическийфеномен. На самом деле гражданское общество на наших глазах качественноизменилось. Чтобы понять, что оно представляет собой сегодня,достаточно почитать труды тех же самых либеральных идеологов.Гражданское общество сегодня - это война всех против всех, войнаагрессивных индивидуалистов друг против друга, рудиментсоциал-дарвинизма. Оно замешано на расизме и ведет к расизму, порождаетгражданскую войну, а вовсе не демократию, не плюрализм и не консенсус,как полагают очень наивные люди. В этом обществе победители нерасценивают побежденных как людей: ни сострадания, ни жалости, ниучастия. В основе такого превращения лежит известная логика: если я, кпримеру, ограбил вас, то я должен либо назвать себя негодяем и жить сосознанием этого, либо я должен сказать себе: ну и поделомпотерпевшему, разве этот человек достоин собственности? Всоциал-дарвинистском гражданском общества витает призрак внутреннегорасизма: обделенные, потерпевшие поражение, не выдержавшиеестественного отбора признаются недочеловеками. И это колоссальнаяисторическая катастрофа, возврат к дохристианской эпохе, возврат кагрессивному язычеству, восстановление рабовладельческой картины мира. Да, вслед за расизмом приходит и призрак нового рабовладения......перспектива нового рабства - это программа, способная уничтожитьнаучно-технический прогресс, возрождающая бесплатный труд. Передчеловечеством стоит угроза колоссального срыва, падения назад, вкакие-то палеонтологические глубины истории. Если человечество не хочетсорваться в эту бездну, ему надо принимать меры. Но и этогонедостаточно - надо позаботиться о душе. Альтернатива падению - это, впервую очередь, реабилитация бедных. Если в логике пространствазакономерно побеждают физически сильнейшие, то в логикеметаисторического времени, открытой мировыми религиями, торжествуютуниженные. Реальная политическая история прокладывается между этимиполюсами. Либеральная программа потерпела фиаско. Она оказалась чистейшей,абсолютной утопией, куда более абсурдной, чем коммунистическая утопия.Лежащая в основе этой программы либеральная презумпция всеобщегоблагоденствия, основанная на том, что мы всех сделаем собственниками,абсолютно несостоятельна, даже теоретически. ... Эта презумпциянесостоятельна и практически, потому что все мы знаем, что либеральныепрограммы - это программы для меньшинства. ... Либеральное общество вцелом - общество меньшинства. Поэтому главный вопрос для нас - какреабилитировать большинство, беднейшее большинство мира, как вернутьему человеческое достоинство, а вслед за этим и социальные права. Но как реабилитировать несобственника? Задача не из простых. Для ее решения человечество нуждается в пробуждении христианскогочувства, в понимании великого подвига Христа, который обращается книщим духом со словами «вы наследуете землю». Я думаю, что старыйархетип России, старая русская идея заключается в том, что мы с бедным,с угнетенным большинством. Это старая русская идея, и за ней будущее. Без этой идеи мир превратится в новое рабство, а России грозит новоеварварство. Наша русская идея, требующая реабилитировать слабого ивернуть ему человеческое достоинство - это всемирно-историческая идея.И ей нет альтернативы, если человечество не хочет погибнуть. Русскаямиссия будет востребована. С этой перспективой надо жить.
Источник: http://fintimes.ru/19143/#comments |